В Центральной библиотеке им.А.С.Пушкина состоялся арт-вечер, посвящённый 200-летию художника-мариниста Ивана Константиновича Айвазовского, армянина по происхождению, гордости и славы отечественного искусства, одного из величайших сынов крымской земли. Мероприятие проведено в рамках Республиканского фестиваля армянской культуры, которыйприурочен к 25-летию местной армянской национально-культурной автономии, 200-летию евпаторийской армянской церкви Сурб-Никогайос , 200-летию со дня рождения И.К. Айвазовского и 300-летию образования Российской и Ново-Нахичеванской Епархии Святой Армянской Апостольской Православной церкви.

   У входа в библиотеку гостей ждал сюрприз: величественный и умудрённый годами, мраморный, но всё же очень живой Айвазовский задумчиво восседал на небольшом постаменте, точно примериваясь кистью к окружающему ландшафту…

   В зале гостей встречал книжный просмотр под названием «Армянский аккорд в мировой истории и культуре», на котором была представлена литература об истории Армении, о выдающихся армянских художниках, литераторах и композиторах разных эпох, материал о крымских и евпаторийских армянах и памятниках армянской старины. Книжно-иллюстративная экспозиция знакомила с жизнью и творчеством Айвазовского и с созданной им знаменитой Феодосийской картинной галереей. Отдельный стенд был посвящён пушкинской теме, нашедшей блистательное воплощение в живописных полотнах Айвазовского: как известно, в юности художник имел счастье общаться с великим поэтом, и впоследствии, на протяжении многих лет, не раз возвращался к теме «Пушкин, море и Крым». Стихи Пушкина, обращённые к неукротимой, свободной, торжественно-прекрасной стихии, вдохновляли художника и добавляли мощи и поэтичности его гениальной кисти…

   Со словами приветствия к собравшимся обратилась Елена Кулишова, специалист управления межнациональных отношений городской администрации. Она поздравила всех с замечательными юбилеями и пригласила к участию в фестивальных мероприятиях. 

    Выступление Александра Склярука – известного поэта и филолога, педагога и арменоведа, заслуженного работника культуры Республики Крым, превратилось в проникновенный монолог о многогранной, благородной и щедрой натуре Айвазовского. Александр Семёнович, будучи многие годы заместителем председателя евпаторийского армянского национально-культурного общества, с особым вниманием относится к проблеме сохранения в Крыму армянского духовного и материального наследия. Поэтому так важно для него было подчеркнуть в своём рассказе тот факт, что художник – подданный Российской Империи, искренний патриот, певец славы русского флота – всегда, тем не менее, ощущал себя армянином, кровно и неразрывно связанным с далёкой родиной. Айвазовский прекрасно владел армянским языком, бескорыстно заботился о процветании Феодосии – частички «приморской Армении», как называли в своё время Восточный Крым, остро реагировал на все трагедии, которые суждено было пережить армянскому народу в XIX веке, помогал землякам-армянам и армянским беженцам, нашедшим приют в Крыму.

   Прозвучало и имя родного брата художника – Габриэла Айвазовского, историка, лингвиста, архиепископа Армянской Апостольской Православной церкви.

   О личных «взаимоотношениях» с живописью гениального мариниста эмоционально говорил Валерий Пантюхов, глава евпаторийского творческого союза художников. По его словам, армянская культура и армянская душа всегда были для него загадкой, а армянский язык он с детства воспринимал словно волшебную, чарующую музыку. Такой же поразительной тайной, таким же вдохновенным открытием стала для него в своё время и первая «живая» встреча с картинами великого мастера. Проведя целый день безвылазно в картинной галерее Айвазовского, Валерий Алексеевич глубоко проникся невероятной энергией полотен, сохранив это впечатление  и в своём человеческом сердце, и в своей профессиональной художнической памяти. И позднее, когда ему довелось писать «марину» (морской пейзаж), он словно по-прежнему видел перед собой картины Айвазовского, слышал звук волн, ощущал могучее движение морской стихии…

   Заведующая абонементом Центральной библиотеки Ольга Слободская подготовила масштабный и увлекательный рассказ о жизни и творческой карьере Айвазовского. Аудитория получила возможность детально рассмотреть такие полные динамики и драматизма творения мастера, как «Хаос. Сотворение мира», «Девятый вал», «Гибель корабля “Лефорт”», «Бриг “Меркурий”, атакованный двумя турецкими кораблями», «На смерть Александра III», и узнать «биографии» этих картин. Достойным продолжением истории об уникальном восхождении неимущего феодосийского мальчика на вершину всероссийской, европейской и мировой славы стал рассказ о том исключительном вкладе, который внёс Айвазовский в благоустройство родного города. И, конечно, были озвучены интересные факты о личных и семейных делах живописца, после чего он предстал перед слушателями уже не в роли блистательного, сверхуспешного гения, а оказался просто человеком, живым и чувствующим, подверженным слабостям и страстям.

   Известный крымский поэт-фронтовик Анатолий Милявский в стихотворении, посвящённом Айвазовскому, написал:

… В мир, пропылённый и земной,

Потомкам он принёс на сушу

Свою, шумящую волной,

Аквамариновую душу.

   Библиотечный вечер, прошедший в разговорах о великом художнике, стал данью памяти  его свободной и глубокой, словно бессмертное море, «аквамариновой», бессмертной душе.