Очередная встреча Клуба любителей классики «ЛИК» была посвящена одному из удивительнейших мастеров слова, когда-либо ходивших по бренной земле и поражавших воображение современников и потомков своим уникальным литературным даром. Николай Гоголь – самый необычный писатель России и Украины, личность, о которой можно говорить бесконечно…

     Перед собравшимися в читальном зале Центральной библиотеки предстала творческая и человеческая судьба великого писателя – странная и нехрестоматийная, прямая и в то же время изломанная, щедрая и в то же время словно бы в чём-то обделённая. История его семьи, триумфальный и тернистый литературный путь от первых юношеских опытов до трагедии второго тома «Мёртвых душ», высказывания о нём известных людей прошлого и современности, экскурс в непостижимую и своеобычную стихию гоголевского стиля, интересные видеоматериалы – всё это помогло приблизиться к пониманию сути гоголевского гения.

     Говоря о творчестве Николая Гоголя, мы часто называем его слог поэтическим – ведь и свой великий эпос «Мёртвые души» он причислил к жанру поэмы, а не романа. Однако многие ли знают, что прозаик Гоголь – ещё и автор тонкой любовной лирики? Аудитория получила прекрасную возможность послушать в записи романс, созданный композитором Журбиным на гоголевское стихотворение из его юношеской поэмы-идиллии «Ганс Кюхельгартен». Гоголь сочинял и молитвы, истинные молитвословия – обращался с ними к Богу, рассылал их друзьям… Писатель, всю жизнь ходивший «рука об руку» с потусторонними тайнами, верил в магическую силу слова. Свою судьбу он зашифровал в мистической повести «Портрет». Одного из героев он списал при этом со своего друга – художника Александра Иванова, человека бескорыстного, бесконечно преданного христианской идее. Иванов, в свою очередь, отдал дань уважения Николаю Гоголю, изобразив его среди прочих персонажей на своей знаменитой монументальной картине «Явление Христа народу»: черты Гоголя явственно узнаваемы в человеке, облачённом в коричневые одежды, с длинными чёрными волосами, который стоит, полуобернувшись, в глубине полотна. Его принято называть «Ближайший к Христу»… Верно, неслучайно именно в последние месяцы жизни больной и преждевременно состарившийся Гоголь закончил свои «Размышления о Божественной Литургии» – работу, которая до сих пор считается одним из самых проникновенных и духовных толкований литургического действа.

     Участникам заседания были продемонстрированы также отрывки из экранизации «Мёртвых душ», из телепередачи Леонида Парфёнова «Птица-Гоголь», из документального фильма о тайне смерти писателя и фрагмент из киноверсии «Ревизора», созданной в 1996 году режиссёром Сергеем Газаровым – с блистательным Евгением Мироновым в роли Хлестакова.