Героем нового заседания библиотечного Клуба любителей классики «ЛИК» стал русский писатель Иван Тургенев – автор чистой, смиренной, деликатной прозы и меланхоличных стихов, тонкий певец природы и «старозаветных» человеческих чувств, умнейший, сердобольный человек, о творчестве которого критик Стасов сказал как-то: «Тургенев – это персик, а не бифштекс». Разговор о литературном пути Ивана Тургенева начался с долгой биографической прелюдии, ибо сложный характер будущего классика и своеобразие его творений берут своё начало в семейных взаимоотношениях и во впечатлениях детства.

      Члены клуба услышали интереснейшее повествование о древнем, татарских кровей, роде Тургеневых, а также о родителях писателя – красавце-отце, «великом ловце пред Господом женских сердец», и несчастной, богатой, деспотичной матери. Оба они впоследствии нашли своё отражение в произведениях Тургенева – в повестях «Первая любовь» и «Му-му».

     Руководитель клуба Ольга Слободская «провела» линию жизни писателя от «Охотничьих рассказов», принёсших ему первый успех, до знаменитых «стихотворений в прозе». Рассказала, что судьба подарила ему дружбу и общение с выдающимися деятелями культуры – Гюго, Мериме, Флобером, Золя, Жорж Санд и многими другими.  И подробно остановилась на отношениях Тургенева с его гениальным современником – Львом Толстым. Именно Толстой верно оценил уникальный вклад в литературу этого изящно одетого салонного завсегдатая, поэта и охотника: «Тургенев сделал великое дело тем, что написал удивительные портреты женщин. Может быть, таких, как он писал, и не было вовсе, но когда он написал их, они появились…». Речь идёт об идеальном образе «тургеневской девушки», тонко чувствующей, чистой, жертвенной, сильной, умеющей любить глубоко и преданно.

     К сожалению, самому писателю на его жизненном пути такой девушки не встретилось – а может быть, он просто не сумел её разглядеть. Человек, не получивший в детстве ни грамма родительской ласки, так и не научился по-настоящему любить. У Тургенева было много бурных романов, закончившихся, однако, скукой и разочарованием. Он не смог подарить счастье ни одной женщине, ни разу не решился на женитьбу и даже своей единственной, незаконнорожденной, дочери уделял непоправимо мало внимания. Но всё же была в его судьбе романтическая, невероятная страсть, продлившаяся 40 лет! До самого своего последнего вздоха Тургенев мучительно любил Полину Виардо – знаменитую певицу, ставшую прототипом Консуэло в романе Жорж Санд. Влюблённый писатель вслед за своей музой исколесил пол-Европы, надолго осел рядом с ней в Париже, пытался порвать с ней – и не смог, страдал, ненавидел себя, жёг свои рукописи. Долгий и безнадёжный роман с замужней дивой он сравнивал с «горькой участью присевшего на краешек чужого гнезда…».

     Тоску по несостоявшемуся семейному счастью Тургенев излил в романе «Дворянское гнездо», настоящем шедевре. Участники клуба получили возможность посмотреть фрагмент из одноимённого фильма, снятого в 1969 году известным режиссёром Андреем Кончаловским. Были показаны также отрывки из других экранизаций, звучали прекрасные песни на стихи Тургенева, в том числе прославленный романс «Утро туманное, утро седое».