В начале января 2020 года одному из величайших писателей-фантастов нашей планеты исполнилось бы 100 лет. Блестящий учёный, автор почти 500 самых разнообразных книг, в том числе знаменитых научно-фантастических рассказов, повестей и романов, талантливый популяризатор науки, специалист по химии, астрономии и космонавтике, исследователь истории и литературы, футуролог и даже поэт – Айзек Азимов был, без сомнения, на протяжении десятилетий самым настоящим властителем пытливых умов в самых разных уголках Земли.

   Его неудержимые фантазии помогали поверить, что невозможное возможно. По словам другого крупного фантаста, Артура Кларка, гуманист Азимов «защищал знания от осквернения их суеверием, стремление к взаимопониманию – от тупого фанатизма, милосердие – от жестокости, – наконец, мир от войны».

Слева направо: Спрэг де Камп, Айзек Азимов, Роберт Хайнлайн

    К юбилею писателя в Центральной библиотеке им. А.С. Пушкина состоялся литературный час в формате «книжного дресс-кода». «Книжный дресс-код» – современная форма литературно-познавательных мероприятий, взятая на вооружение многими библиотеками России. На таких встречах библиотекари стремятся донести до своих читателей увлекательную информацию о художественных и документальных произведениях, которые можно считать обязательной составляющей имиджа современного человека.

    Старшеклассники, пришедшие в библиотеку, услышали интересный рассказ о жизни и творчестве Айзека Азимова, родившегося в советской России, в одном из небольших сёл Смоленской области, но попавшего в США в 3-летнем возрасте вместе с семьёй. Слушатели получили представление о наиболее значимых произведениях писателя, о новаторском для середины ХХ века романе «Конец вечности», о книгах, объединённых в грандиозно задуманный цикл «Академия» («Основание»), о научно-фантастических детективных рассказах. И, конечно, о прославленном сборнике «Я, робот», опубликованном в 1950-м году. С тех пор, как эта книжка попала в руки любителей фантастики, писателей-фантастов и всех прочих людей, интересующихся проблемами искусственного интеллекта и вопросами взаимопонимания и сосуществования человека и разумной машины, она стала канонической и вошла в «книжный дресс-код». Именно в ней Азимов впервые сформулировал свои знаменитые Три закона робототехники – три заповеди, три базовых и неизменных правила поведения для любого робота. Благодаря этим законам ни один робот не может – и не должен – обратить свою интеллектуальную и механическую мощь против собственного Создателя – человека…

   Школьники посмотрели видеоподборку, в основу которой легли кинофильмы, снятые по мотивам «робототехнических» историй Азимова и других фантастов. А потом поучаствовали в занимательной игре, построенной на действующих в современной литературе и визуальном искусстве типах искусственно созданных существ: учились отличать роботов и репликантов от киборгов и андроидов. 

   Библиотекари представили книги Азимова из фонда Центральной библиотеки, остановившись более подробно на детективно-фантастическом рассказе «Ночь, которая умирает» и на сериале о приключениях Дэвида Старра – космического рейнджера.

   И, конечно, были озвучены некоторые осуществившиеся научно-технические прогнозы Азимова. Ещё в 1970-е годы писатель предсказал, в частности, появление 3D-телевидения, мобильных телефонов и скайпа, электронной почты, видеоконференций и Интернет-шопинга, принтеров, беспроводной техники, устройств для автоматического приготовления пищи. В одной из своих статей он утверждал, что к 2076-му году люди получат возможность пользоваться Центральной библиотекой, управляемой и обслуживаемой компьютерами: любую книгу, имеющуюся в этой глобальной библиотеке, можно будет видеть по телевизору или, по желанию читателя, сделать с неё копию на бумаге. Что это, как не описание Интернета и электронных библиотек? Правда, здесь Азимов промахнулся лет на семьдесят…