23 июня в читальном зале Центральной библиотеки звучали чеканные строки Анны Ахматовой, шёл разговор о её жизни и творчестве, о людях, судьбы которых так или иначе пересекались с её судьбой. Литературный вечер, посвящённый 123-летию со дня рождения великой русской поэтессы, был подготовлен библиотекой совместно с городским культурно-просветительским обществом имени А. Ахматовой.

     Председатель общества Людмила Никифорова кратко, в качестве деловой преамбулы, охарактеризовала достижения евпаторийцев в сфере культуры, напомнив о поэтическом «ахматовском марафоне» 2009-го года, Булгаковских чтениях, фестивале «Поэтический трамвайчик».

     Затем слово было предоставлено почётной гостье – Галине Темненко, кандидату филологических наук, доценту кафедры культурологии Таврического национального университета им. В. И. Вернадского, бессменному редактору ежегодных научных сборников «Анна Ахматова: эпоха, судьба, творчество». Практически в каждом номере – а их издано уже девять – публикуются материалы о крымских и евпаторийских взаимосвязях поэтессы, что позволяет серьёзно говорить о Евпатории как об одном из подлинно «ахматовских» городов. Галина Михайловна убедительно и горячо выступила в поддержку идеи о создании в нашем городе музея Ахматовой. Этот музей мог бы быть устроен по современному европейскому образцу, камерно, с минимумом экспонатов, но с широким использованием документальных аудио-и видеоматериалов, воссоздающих атмосферу и дух эпохи. Так организован, например, музей Эйнштейна в Цюрихе.

     Поскольку 2012-й год проходит в нашем городе под знаком Максимилиана Волошина (в честь его 135-летия и в память его пребывания в Евпатории в 1912 и 1922 годах), то и дальнейший разговор об Ахматовой был вписан в оригинальный «волошинский» контекст. Валерий Мешков избрал темой своего доклада ахматовско-волошинскую проблематику в наследии известного литературоведа Владимира Купченко. А преподаватель Любовь Паулич рассуждала о своеобразии и естественности волошинского модернизма, который ярко проявлялся не только в поведении поэта, но и в его внешности. Логическим продолжением её речи стало стихотворение «Волошинский приют», озвученное автором – поэтессой Татьяной Тимошевской.

     Сотрудники библиотеки презентовали книжную экспозицию, обратив внимание аудитории на новые издания – мемуары художницы Ольги Вельчинской, литературоведческие очерки Ильи Голенищева-Кутузова, книги других выдающихся деятелей культуры, оставивших немало ценнейших свидетельств об Анне Ахматовой и о её современниках. Кроме того, отдельный рассказ был посвящён знаменитой фарфоровой статуэтке, изображающей Ахматову и изготовленной в 1920-х годах талантливым скульптором Натальей Данько. Копии этой фигурки украшали интерьер одной из комнат коктебельского «Дома поэта», вращались в кругу культурной элиты, дарились и передаривались Иосифом Бродским, Фаиной Раневской…

     Татьяна Дрокина и Анатолий Герасименко продекламировали собственные стихи, посвящённые «Анне всея Руси». О значении творчества поэтессы говорили Александр Склярук и хозяйки ахматовской литературной гостиной – Лариса Маричева и Анна Зенченко. Наталья Муратова поделилась интересными соображениями об «опосредованном пребывании» Ахматовой в нашем городе, связав её имя с другой замечательной современницей – поэтессой Ольгой Берггольц. Сергей Овчаренко прочитал два сонета-акростиха, в которых он виртуозно зашифровал имена Ахматовой и Гумилёва. Кроме того, Сергей Георгиевич озвучил положение о поэтическом конкурсе, посвящённом Волошину: конкурс стартовал 20 июня, а итоги его будут подведены в начале сентября, в рамках I Международных Волошинских чтений.

     Напоследок Анна Зенченко напомнила о прошедшей скорбной дате 22 июня и прочитала стихи Ахматовой из «ташкентского цикла» – строки, написанные в эвакуации и посвящённые трагедии Великой войны.

     Великолепным музыкальным обрамлением вечера стало выступление певицы Лайнэ Арэнс: под аккомпанемент Александра Войтенко она исполняла классические романсы и песни на стихи евпаторийских авторов.