В честь дня основания Царскосельского лицея, самым знаменитым выпускником которого является Александр Сергеевич Пушкин, главная библиотека Евпатории по многолетней традиции провела литературный час «Лучом лицейских ясных дней…». На мероприятие были приглашены учащиеся средней школы №11 им. Евграфа Рыжова.
Сотрудники библиотеки, носящей имя великого русского поэта, рассказали ребятам о создании в Царском Селе (ныне – город Пушкин) под Санкт-Петербургом элитного учебного заведения, обучение в котором приравнивалось к университетскому, о первых лицеистах, среди которых был и юный Саша Пушкин. Будущий национальный гений учился здесь с 1811-го по 1817-й год, и именно в лицее, в кругу замечательных преподавателей и талантливых друзей-лицеистов произошло становление Пушкина как личности и как поэта.
Школьники узнали, какие предметы изучали лицеисты и какие получали оценки, в какой обстановке жили, как отдыхали, развлекались и шалили эти отпрыски дворянских семей, как делали первые шаги на ниве литературы, как влюблялись в прекрасных девушек… За годы учёбы Пушкин написал 120 стихотворений, в том числе – знаменитое «Воспоминания в Царском Селе», давшее начало его блестящей творческой карьере: уже в 1816 году лицеисту Пушкину заказывали оды и пьесы члены императорской семьи. Окончив учёбу, Пушкин и его товарищи договорились встречаться каждый год в день основания лицея – 19 октября.
Библиотекари показали отрывки из художественных фильмов и видеолекций, посвящённых лицейской жизни Пушкина, дали юным евпаторийцам возможность виртуально прогуляться по зданию учебного заведения, обратили их внимание на книжную выставку «В те дни, когда в садах Лицея…» и зачитали интересные моменты из представленных на ней книг. Особенно повеселил школьников список прозвищ, которыми лицеисты наделили друг друга: например, у Пушкина были прозвища Француз, Егоза, Тигр и Обезьяна, Антон Дельвиг получил прозвище Тося, Вильгельм Кюхельбекер – Виля и Кюхля, Модеста Корфа называли Дьячок-мордан, а Павла Мясоедова – Мясожоров.
В ходе интерактивной части мероприятия ребятам был задан ряд вопросов и предложены самые разные задания: продолжить пушкинскую строфу, вспомнить факты из биографии поэта. В финале были вынесены два куба – зелёный и белый, в которые библиотекари положили два предмета, символически имеющие отношение к делам и проделкам лицеистов. После наводящих вопросов и коллективного «мозгового штурма» школьники сумели отгадать, что это были за предметы: яблоко – в память о том, как мальчишки-лицеисты участвовали в заговоре против императора с целью захвата его собственности (попросту говоря, воровали яблоки из императорского сада), и очки, напоминающие о романтичном Антоне Дельвиге, который, имея слабое зрение, считал всех увиденных им девушек исключительными красавицами.