В юношеской библиотеке им. И. Сельвинского для участников проекта «Гений места» была проведена лекция-тренинг, посвящённая такому важному в современной индустрии туризма понятию, как «культурно-символические ресурсы территории».
Специалисты туристической сферы, краеведы, экскурсоводы, профессионалы рекламного дела всегда стремились представить свой родной населённый пункт как самобытную территорию, подчеркнуть её уникальный характер. Природные объекты и окружающий ландшафт в целом, архитектура, памятники и памятные места, знаковые локации и достопримечательности самого разного рода – всё это зримые, материальные, вещественные и осязаемые ресурсы, свидетельства исторического процесса, наглядная демонстрация творческого вклада людей в обустройство и развитие местности. В креативном туризме, который сегодня энергично развивается наряду с туризмом традиционным, всё большее значение придаётся использованию нематериального культурного наследия и символических ресурсов.
Библиограф Центральной городской библиотеки им. А.С. Пушкина Янина Грошева рассказала школьникам, что немалую роль в формировании образа и имиджа конкретной территории играют местные традиции и особенности повседневной жизни, верования, обряды, праздники и фестивали, топонимика, мифы, словесный и музыкальный фольклор, в том числе современные легенды и байки. К культурно-символическим ресурсам относят также литературные произведения, песни и танцы, кинофильмы, местные словечки и афоризмы. На стыке между материальными и нематериальными ресурсами находятся такие этнические феномены, как национальный костюм, национальная кухня и национальные ремёсла. Кроме того, биография и «лицо» территории теснейшим образом связаны с именами и судьбами исторических личностей, причём не только реальных, но и выдуманных (персонажей устного народного творчества и героев литературы и кино).
Участники проекта узнали на примере городов и сёл России и Крыма, как можно с успехом позиционировать и рекламировать свою территорию, отталкиваясь не только и не столько от имеющихся «натуральных», исторически и культурно обусловленных местных ресурсов, сколько от придуманных, изобретённых, творчески сконструированных образов и смыслов. «Вернувшись» в Евпаторию, «гении места» попытались самостоятельно – и пользуясь подсказками библиотекарей – составить перечень символических ресурсов нашего города, попутно прослушав увлекательные истории о Геракле – «первом местном курортнике», о пребывании в Евпатории Адама Мицкевича и Анны Ахматовой.